Новости


ПРОГРАММА "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ОТКРЫВАЕТ СВОИ ЗАПАСНИКИ": РАДОСТЬ ТРУДА И СЧАСТЬЕ ЖИЗНИ. ИДЕАЛЫ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ


11 апреля — 1 января 2013
Третьяковская галерея продолжает знакомить публику с малоизвестными произведениями из фондов Галереи. Камерная выставка, на которой представлено около 20 скульптур, посвящена идеализированным понятиям советской эпохи 1930–1950-х годов. Более половины этих произведений представлены широкому зрителю впервые. Скульптура наглядно отражает черты официального художественного вкуса сталинской эпохи. Работы И.Г.Фрих-Хара (1893–1978), Г.И.Мотовилова (1884–1963), М.Г.Манизера (1891–1966) дают яркий образ таких советских мифологем, как радость труда и счастье жизни.


Баженова З.В. Портрет Героя
Социалистического труда
Лолы Ирбутаевой. 1949.
Большинство произведений на выставке относится к 1930-м годам и отражает формирование "пантеона" новых героев и классической советской иконографии сталинского периода. "Металлург" Г.И.Мотовилова (1936, бронза) стал "новой классикой" советской скульптуры, закрепив связь современности с героикой классической античности. Эта работа экспонировалась на Всемирной выставке 1937 года в Париже внутри павильона, который был увенчан скульптурой В.И.Мухиной "Рабочий и колхозница". Неслучайно Г.И.Мотовилов спустя некоторое время возглавил скульптурную мастерскую Волго-Донского канала, украшение которого относилось в области идеологической, а не функциональной. 

Смысловой центр выставки – панно в технике майолики И.Г.Фрих-Хара "Жить стало лучше, жить стало веселее" (Праздник в азербайджанском колхозе)" (153х265, 1939). Знаковое произведение эпохи, оно в то же время выпадает из привычных представлений о советской скульптуре времени открытия первых станций метрополитена. И.Г.Фрих-Хара, не получившего специального художественного образования и более близкого примитиву, чем академической традиции, можно условно сравнить с Н.Пиросмани. В панно "Жить стало лучше, жить стало веселее" красочность и декоративизм, свойственные народной культуре, освежают типичный и "номенклатурный" сюжет колхозных праздников. Последний раз скульптура была показана на персональной выставке И.Г.Фрих-Хара более 20 лет назад. В ходе реставрации к выставке специалистами Галереи панно было избавлено от гипсовых наслоений и собрано заново.



Рындзюнская М.Д. Юная стахановка
хлопковых полей Мамлакат
Нахангова.1940


Жанру портрета в советском искусстве всегда отводилась значительная роль. Бюсты работы С.Д.Лебедевой показывают истинных героев 1930-х годов – зачинателя массового движения новаторов производства А.Г.Стаханова и знаменитого летчика-испытателя В.П.Чкалова. Скульптура М.Д.Рындзюнской (1877–1946) "Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова" (1940, гранит, высота 225) – пример иконографического типа "лучшие люди страны". Пристрастие к архаическому искусству Египта и Ассирии не ограничивало М.Д.Рындзюнскую в выборе современных сюжетов. Однако критики вменяли ей в вину условность и стилизацию в трактовке образа. 


Выставка дополнена более поздними работами, которые показываются впервые: скульптуры З.В.Баженовой (1905–1987) "Портрет Героя Социалистического труда Лолы Ирбутаевой" (майолика, 1949) и "Джамбул" (майолика, 1949), а также небольшое керамическое произведение известного скульптура И.М.Чайкова (1888–1979) "Пловчиха" (фарфор, 1959). 








Комментариев нет:

Отправить комментарий