ПРОГРАММА "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ОТКРЫВАЕТ СВОИ
ЗАПАСНИКИ": РАДОСТЬ ТРУДА И СЧАСТЬЕ ЖИЗНИ. ИДЕАЛЫ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ
11 апреля — 1 января 2013
Третьяковская галерея продолжает
знакомить публику с малоизвестными произведениями из фондов Галереи. Камерная
выставка, на которой представлено около 20 скульптур, посвящена
идеализированным понятиям советской эпохи 1930–1950-х годов. Более половины этих
произведений представлены широкому зрителю впервые. Скульптура наглядно
отражает черты официального художественного вкуса сталинской эпохи. Работы
И.Г.Фрих-Хара (1893–1978), Г.И.Мотовилова (1884–1963), М.Г.Манизера (1891–1966)
дают яркий образ таких советских мифологем, как радость труда и счастье жизни.
|
Баженова З.В. Портрет Героя
Социалистического труда Лолы Ирбутаевой. 1949. |
Большинство произведений на выставке относится к
1930-м годам и отражает формирование "пантеона" новых героев и
классической советской иконографии сталинского периода. "Металлург"
Г.И.Мотовилова (1936, бронза) стал "новой классикой" советской
скульптуры, закрепив связь современности с героикой классической античности.
Эта работа экспонировалась на Всемирной выставке 1937 года в Париже внутри
павильона, который был увенчан скульптурой В.И.Мухиной "Рабочий и
колхозница". Неслучайно Г.И.Мотовилов спустя некоторое время возглавил
скульптурную мастерскую Волго-Донского канала, украшение которого относилось в
области идеологической, а не функциональной.
Смысловой
центр выставки – панно в технике майолики И.Г.Фрих-Хара "Жить стало лучше,
жить стало веселее" (Праздник в азербайджанском колхозе)" (153х265,
1939). Знаковое произведение эпохи, оно в то же время выпадает из привычных
представлений о советской скульптуре времени открытия первых станций
метрополитена. И.Г.Фрих-Хара, не получившего специального художественного
образования и более близкого примитиву, чем академической традиции, можно
условно сравнить с Н.Пиросмани. В панно "Жить стало лучше, жить стало
веселее" красочность и декоративизм, свойственные народной культуре,
освежают типичный и "номенклатурный" сюжет колхозных праздников.
Последний раз скульптура была показана на персональной выставке И.Г.Фрих-Хара
более 20 лет назад. В ходе реставрации к выставке специалистами Галереи панно
было избавлено от гипсовых наслоений и собрано заново.
Рындзюнская
М.Д. Юная стахановка
хлопковых полей Мамлакат Нахангова.1940 |
Жанру портрета в советском искусстве всегда
отводилась значительная роль. Бюсты работы С.Д.Лебедевой показывают истинных
героев 1930-х годов – зачинателя массового движения новаторов производства
А.Г.Стаханова и знаменитого летчика-испытателя В.П.Чкалова. Скульптура
М.Д.Рындзюнской (1877–1946) "Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат
Нахангова" (1940, гранит, высота 225) – пример иконографического типа
"лучшие люди страны". Пристрастие к архаическому искусству Египта и
Ассирии не ограничивало М.Д.Рындзюнскую в выборе современных сюжетов. Однако
критики вменяли ей в вину условность и стилизацию в трактовке образа.
Выставка дополнена более поздними работами, которые показываются впервые:
скульптуры З.В.Баженовой (1905–1987) "Портрет Героя Социалистического труда
Лолы Ирбутаевой" (майолика, 1949) и "Джамбул" (майолика, 1949),
а также небольшое керамическое произведение известного скульптура И.М.Чайкова
(1888–1979) "Пловчиха" (фарфор, 1959).
Комментариев нет:
Отправить комментарий